Кузен Бенедикт
Mene, Tekel, Fares
(исчислено, взвешено, разделено)

— Сделайте мне, пожалуйста, IQ, а то у всех есть, а у меня нет, — просит секретарша сисадмина.
— Позвольте, но я же не Господь Бог! — удивляется тот. Выясняется, что девушка имела в виду ICQ.

Правдивый случай из жизни системных администраторов.

История создания IQ

История измерения интеллекта начинается в 1869 году, когда Френсис Гальтон, находясь под впечатлением работы своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, опубликовал работу „Наследование таланта“ (Hereditary Genius). Стремясь объяснить индивидуальные особенности людей, Гальтон ввёл в психологию и антропологию понятие наследственности. Он проанализировал ряд биографий выдающихся людей, пытаясь выяснить, как часто они состояли в родстве друг с другом. Из этих исследований Гальтон сделал вывод, что высокие интеллектуальные способности в значительной степени определяются наследственными факторами, однако на их реализацию влияют многие другие обстоятельства. Считая, что различные (физические и психические) свойства человека связаны между собой, он создал статистические методы их определения. Он впервые использовал для этого тесты, которые должны были послужить измерению 120 параметров интеллекта. Все они в совокупности и составляют, по его мнению, интеллект.

Идеи Гальтона позже были дискредитированы его евгеническими теориями: он, в частности, предлагал выдавать разрешения на браки между умными людьми и запрещать браки для глупых. Политическая и этическая критика тестов интеллекта, можно сказать, родилась практически одновременно с их созданием и сохраняется по сей день.

Знамя количественного определения интеллекта вновь было поднято в 1904 году, но не как идеалистическая идея о выведение расы интеллектуалов, а для помощи в обучении отстающих детей в школе.

В Париже по поручению министра образования Теодор Саймон и Альфред Бине, усреднив результаты ответов на стандартные задачи, выяснили, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте. В шесть лет он, например, должен уметь различать утро и время после полудня, красивые и уродливые лица, уметь перерисовать ромб, сосчитать 13 пенсов. В восемь — сравнивать по памяти два предмета, считать до двадцати и обратно, называть число и день недели, повторить в обратном порядке пять цифр и определять, чего не хватает на картинке, которую ему показали.

Так получили списки задач, которые большинство детей могут решить в 6 лет, 7, 8 и так далее. Понятно, что некоторые дети могли справиться с заданиями большей сложности. Если ребёнок в 7 лет решал задачи для возраста 8 лет, то ему приписывался умственный возраст 8 лет. Сначала интеллектуальную одарённость и недостаточность измеряли как разницу между паспортным и умственным возрастом, то есть говорили об отставании или опережении на несколько лет.

Со временем заметили, что разница между умственным и паспортным возрастом нередко увеличивается год от года; постоянным остаётся отношение возрастов, а не разница между ними.

В 1911 году австрийский психолог Штерн назвал это отношение, умноженное на 100 коэффициентом интеллекта (IQ). Средний IQ возрастной группы всегда равен 100, а если ребёнок 6 лет решил задание 8 лет, то его IQ равен 133 = 8 : 6 × 100. С течением времени тесты совершенствовались и усложнялись, но общий принцип остался неизменным.

С момента рождения до примерно 12 лет интеллект растёт очень быстро, затем развитие замедляется, достигает максимума к 15 годам, сохраняется некоторое время на этом уровне и начинает постепенно снижаться. У людей с низким уровнем IQ развитие прекращается несколько раньше, а спад происходит более резко.

Но раз линейно интеллект растёт только до 12, мы не можем рассчитать IQ человека старше 12–15 лет. Представим себе абсолютно среднего человека, паспортный и умственный возраст которого равняются 15 годам: его IQ равен 100. Умственный возраст такого человека больше не будет увеличиваться, а паспортный тем не менее будет расти, и к 30 годам IQ этого человека станет равен 50, а к 60 — 20. Нонсенс! Трудность преодолевается трюком со статистическими преобразованиями. Как и раньше, мы предлагаем испытуемым тест и считаем у каждого количество правильных ответов. Среднее количество правильных ответов определяем как IQ, равный 100. Подобным же образом мы находим пределы, между которыми лежит половина всех результатов, и обозначаем эти пределы как IQ = 90 и IQ = 110.

Итак, значение IQ взрослого человека (коэффициент интеллектуальности) — совершенно искусственная величина, на самом деле мы сообщаем человеку, чему был бы равен его коэффициент интеллекта, если бы это понятие было применимо к его возрасту.

Структура теста

Тест на определение IQ состоит из заданий трёх типов. Каждый для оценки одной из трёх способностей: способности оперировать со словами — вербального интеллекта, способности оперировать с числами — математической и способности оперировать с геометрическими фигурами — пространственной.

Например, для оценки вашего вербального интеллекта вам могут предложить шараду: МУ__ГО. Нужно вставить в пропущенное место слово, которое будет вторым слогом для одного данного вам слога и первым для другого так, чтобы получились три слова. Решение — слово СОР. Если мы подставим его на место пропуска, мы получим три слова — МУСОР, СОР и СОРГО. Вы должны обладать достаточным словарём, чтобы СОРГО было для вас словом, а не аббревиатурой (ну хотя бы Солнцевский областной регламент гражданской обороны), и, кроме того, видеть в словах их части не только так, как вас учили в школе.

Математические способности оценивают с помощью числовых примеров: заполните пропуски в ряду: 9, 12.., 18. Это самый простой пример: достаточно знать таблицу умножения на 3 и заметить, что именно её вам и предлагают. Более сложные примеры требуют более сложных умозаключений, но в любом случае вы будете иметь дело с цифрами.

И, наконец, пространственные способности. Вам могут предложить найти простую фигуру в сложной, а также дополнить ряд, в котором одна из фигур пропущена. Чтобы правильно выполнить такое задание, вы должны видеть части, из которых складываются сложные фигуры, а также представлять себе, как будет выглядеть другая комбинация таких частей.

Вот пример такого пространственного задания:

тестовое задание

Способности по-разному сочетаются у разных людей. Чтобы точнее оценить ваш интеллект, одну и ту же задачу вам предложат в трёх разных видах — вербальном, числовом и пространственном:

1. Чёрный относится к белому как высокий относится к____

1) низкий, 2) зелёный, 3) верх, 4) далёкий.

2. 14 относится к 7, как 30 относится к____

1) 15,  2) 13, 3) 20, 4) 11.

3. ↑ относится к ↓ как → относится к____

1) ↑, 2) ↓, 3) ←, 4) →

Как видите, это задание по-разному проверяет ваше умение устанавливать отношения между предметами. Если у вас плохо с языком, но хорошо с цифрами и стрелочками, вы решаете задания 2 и 3 и показываете, что отличаете верх от низа, а 30 в состоянии разделить пополам. Если же вы боитесь стрелочек, ничего страшного — решаете задания 1 и 2 и набираете приемлемое число баллов.

Мы видим, что для успешного выполнения каждого задания надо, во-первых, ориентироваться в материале задачи, а во-вторых, уметь заметить, как же её решить. То есть проявить тот самый ум.

На весь тест отводится определённое количество времени. Для достижения максимального результата нужно или быстро решать любые задачи, или правильно оценить свои силы и не чахнуть над трудным для вас заданием, как Кощей над златом. Лучше быстро просмотреть и решить сначала простые задачи, а потом уже раскалывать крепкие орешки.

Создатель современного интеллектуального тестирования Ганс Айзенк считал, что именно эти три способности, измеряемые в тестах, нужны человеку в практической жизни. Кроме того, методами факторного анализа было показано, что множество частных способностей, измеряемых психологами, можно свести к этим трём базовым — вербальной, пространственной и математической. Солидного теоретического обоснования автор нам не оставил, его главной целью было создать рабочий инструмент, которым можно было бы измерять интеллект.

IQ:Результат:
170 и большефеноменальный IQ
156-169очень высокий IQ
137-155высокий 1Q
120-136IQ выше среднего
106-119IQ ниже среднего
90-105низкий IQ
89 и меньшеочень низкий IQ.
Очень важно, что оценивается в итоге общий интеллект: он просто составляется из оценок по отдельным заданиям. Ответы оцениваются по определённой, заранее установленной шкале. Общее количество баллов, полученное по всем заданиям, переводится с помощью таблиц, заранее отработанных на больших контингентах испытуемых, в соответствующий показатель IQ. Со временем выяснилось, что именно общий показатель IQ довольно хорошо передаётся по наследству.

Людей с IQ ниже 70 называют олигофренами, внутри этой группы есть своя градация:
дебилы (50–70), имбецилы (25–50), идиоты (ниже 25).

При повторном прохождении тестов IQ изменяется в пределах 3–10 пунктов и к третьему тесту значения практически не меняются.

Пройти тест IQ можно в Интернете по адресу: http://iqtest.kulichki.net/aizenek/, http://testiq.hl.ru/.

Применение теста IQ

— Докажите, что Волга впадает в Каспийское море.
— Позвольте, я этого не утверждал.

С наибольшим успехом тест IQ применяется при наборе в армию США. В американской армии, в отличие от нашей, важно понять, что принесёт больше пользы: взять человека в армию или не тратить впустую время на его обучение. При отборе лётчиков из тех, кто набрал самый высокий балл по всей совокупности тестов, только 4 процента пришлось отсеять в процессе начальной лётной подготовки, а из тех, кто набрал низший балл, — 77 процентов.

тестовое заданиеТочно так же из кандидатов в офицеры, набравших по военному варианту теста IQ 140 и более единиц, 90 процентов получили офицерское звание, а из набравших менее 110 — только половина.

Именно эти успехи привели к тому, что тест начали применять повсюду, в том числе и при трудоустройстве. Если дурак индивидуально расшибает свой лоб при отправлении религиозных обрядов, это его личное дело, а если оператор АЭС неверно реагирует на показания приборов? Если топ-менеджер банка принимает ошибочное финансовое решение? Чем больше стоимость ошибки работника, тем важнее знать, может ли он работать без ошибок.

тестовое заданиеКазалось бы, данные исследований прямо показывают: больше IQ — больший успех в социальном продвижении. Между тем это не так. Зарегистрирован случай, когда человек с IQ ниже 70 успешно работал торговым агентом, владел большой виллой на берегу моря. Что-то помогло ему помимо интеллекта — может, экстравертивность, темперамент, может, другие свойства характера.

Вообще тест IQ, если вспомнить об изначальных рамках его разработки, в основном прогнозирует успеваемость и обучаемость человека. Как известно, результаты обычных экзаменов и оценка IQ не совпадают. Многие талантливые, и талантливые интеллектуально тоже, люди показывали весьма посредственные результаты — хотя бы двоюродный брат Френсиса Гальтона Чарльз Дарвин.

IQ вообще ничего не говорит о таланте.

Между прочим, люди с IQ значительно выше среднего — далеко не подарок: как правило, мало контактны, не склонны подчиняться распоряжениям и испытывают постоянный информационный голод (необходимость получать информацию вне зависимости от реальной потребности).

Можно ли в таком случае использовать тест IQ при приёме на работу? Можно. И практика доказывает это. Просто, к примеру, для менеджеров среднего звена и значения IQ должны быть в диапазоне от среднего до высокого.

Знание-сила

Статьи близкой тематики:
Если ты такой умный, почему ты не богатый?  Сергей Ковнир.
Полезная вещь.  Елена Щукина.
Горе от ума, от глупости и от IQ.  Марина Фридман.
Ты гений или просто умный?  Александр Поддьяков.
Как работает мышление?  Рафаил Нудельман.
Что такое мудрость?
Феноменальный мозг.  Дерольд Трефферт, Дэниел Кристинсен.
Прогулки по закоулкам гениальности.  В. В. Александрин.
Музыка и мозг.  Норман Уэйнбергер.
Во власти мажора и минора.  Александр Волков.
Что знает наука о мозге.  С. В. Медведев.
Маршруты на карте мозга.  Н. Маркина.
Кипит наш разум.  Игорь Лалаянц.
Геометрия эмоций.  В. В. Александрин.
Уберечь мозг от перегрузок и старения.  В. Б. Прозоровский.
Виагра для мозга.  Стивен Холл.
Как сохранить воспоминания.  Дуглас Филдз.
Секрет забывчивости.  Н. Белоконева.
Сознание и мозг.  Алексей Иваницкий.
Алхимия самосознания.  Карл Циммер.
Пантеон российских мозгов.  Моника Спивак.
Окаменевшие мозги.  С. В. Савельев, А. В. Лавров.
Психологический портрет язвенника.

2014 Copyright © PsyPuzzles.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс цитирования